В Киеве, в центре Днепра, недалеко от Южного моста и Осокорков, располагается необычное сооружение — круглая железобетонная башня, которая возвышается над водой на несколько метров. Ее истинное назначение известно лишь немногим, поэтому башню называют и огневой точкой времен Второй мировой войны, и входом в сталинские тоннели, и старинным фортом. Однако все эти предположения неверны. На самом деле посреди Днепра находится девиационная башня.
"Телеграф" решил рассказать своим читателям о реальном предназначении этого объекта, истории его строительства и месте, где он сейчас находится.
Девиационная башня — это сооружение, по которому суда корректируют свои компасы. Эта башня появилась на Днепре в 1983 году. Изначально она была построена в том месте, где сейчас находится Южный мост. Однако впоследствии, когда началось строительство моста, ее переместили ниже по реке, немного южнее.
Перемещение этой конструкции обошлось в 2 миллиона советских рублей, что на то время было колоссальной суммой. Таким образом, это сооружение имеет большое значение.
Башня имеет цилиндрическую форму. На ее стенах установлены металлические тросы и лестницы, а на вершине находится техническая конструкция из металла. Остальная часть башни выполнена из монолитного бетона, что критически важно для точности ее работы.
Девиационная башня или пал — это место, где моряки настраивают корабельные компасы. Каждое судно обязано ежегодно устранять погрешности в работе своего магнитного компаса, и поскольку Киев находится на границе двух водохранилищ, любая ошибка в навигации может привести к трагическим последствиям.
Даже самые современные корабли обязаны проходить эту процедуру. Ведь электроника может выйти из строя, в то время как классический компас всегда окажется надежным. Тем не менее, компасы, по ряду причин, имеют свойство со временем сбиваться. Поэтому их необходимо периодически настраивать и исправлять погрешности, известные как магнитная девиация. Именно для этих целей и предназначена девиационная башня.
Существует регламент, по которому каждое судно должно раз в год проходить процедуру настройки компаса на девиационной башне и получать соответствующую справку, подтверждающую право на эксплуатацию судна.
Настройка компаса судна осуществляется следующим образом: с помощью специального оборудования девиатор сверяет показания компаса с координатами башни и настраивает его на правильные значения в случае отклонений.
После этого девиатор выдает судну справку и ставит "мокрую печать" — без этого документа корабль не имеет права выходить в плавание. В Киеве остался всего один специалист-девиатор, а по всей Украине их вряд ли наберется и десяток.
Объект расположен посреди Днепра, между Осокорками и Жуковым островом. Башню можно увидеть с берега: улица Набережно-Корчеватская, 90 (правый берег) и улица Садовая, 86 (левый берег).
К башне также можно подойти на лодке и рассмотреть ее поближе.
Напомним, что мало кто знает, что в 1857 году на месте современного Воздухофлотского путепровода была возведена деревянная Триумфальная арка. Это нетипичное для столицы сооружение было построено в честь визита в Киев императора Александра ІІ и Марии Александровны. С этой аркой связана интересная и запутанная история, знакомая лишь немногим.
Ранее "Телеграф" рассказывал о том, где в Киеве находится атмосферная заброшенная гостиница из позапрошлого века и как выглядит этот отель-"призрак". К сожалению, здание давно опустело и не принимает постояльцев, однако это место продолжает будоражить воображение современников и привлекать внимание ценителей колоритных строений из прошлого.