Президент Украины Владимир Зеленский подписал закон, вносящий изменения в Уголовный кодекс Украины, Уголовный процессуальный кодекс Украины и другие законодательные акты, направленные на улучшение механизмов привлечения юридических лиц к ответственности за подкуп должностных лиц иностранных государств — законопроект 11443.
Как ранее сообщала «Судебно-юридическая газета», данный законопроект предоставляет следователям и прокурорам значительные полномочия в вопросах ограничения деятельности бизнеса.
В частности, УПК был дополнен новой статьей 483-5, которая устанавливает, что к юридическому лицу может быть применена такая мера обеспечения уголовного производства, как ограничение.
Такое ограничение может быть введено, если следователь или прокурор будут иметь «достаточные основания считать», что в интересах юрлица могут быть совершены «действия, препятствующие уголовному производству». Следовательно, используется достаточно неопределенное понятие, которое следователи и прокуроры смогут трактовать по своему усмотрению.
В принятых изменениях предлагается установить, что «в случае наличия достаточных оснований считать, что от имени юридического лица и/или в его интересах могут совершаться действия, направленные на избежание применения к нему мер уголовно-правового характера и/или препятствование уголовному производству другим образом, следователь по согласованию с прокурором, прокурор обращаются к следственному судье, суду с ходатайством о применении ограничений к юридическому лицу, в отношении которого могут применяться меры уголовно-правового характера».
«Обращаем внимание, что формулировка «в случае наличия достаточных оснований считать» является достаточно субъективной и оценочной. В случае злоупотребления следователем или прокурором своими процессуальными правами, данная норма может быть использована для скрытого давления на бизнес», - отметили в ГНЭУ ВР.
Также предлагается вновь ссылаясь на «достаточные основания считать», следователь или прокурор смогут рассматривать дела без вызова представителя юрлица.
Так, в статье 483-7 УПК в редакции проекта указано: «Если прокурор, следователь докажут наличие достаточных оснований считать, что существует реальная угроза изменения учредительных документов юридического лица, его прекращения или распоряжения активами, что будет препятствовать их дальнейшему взысканию, ходатайство может быть рассмотрено следственным судьей, судом без вызова представителя юридического лица».
Также в ст. 483-7 УПК предлагается установить, что ходатайство о применении ограничений в отношении юридического лица рассматривается следственным судьей (судом) не позднее трех дней со дня его поступления в суд с участием прокурора и/или следователя. В случае неявки представителя юридического лица без уважительных причин, ходатайство может быть рассмотрено в его отсутствие.
«Однако в таком случае не будет обеспечено право юридического лица на правовую помощь», - указывает ГНЭУ.
Кроме того, следственному судье предоставляется возможность заслушивать любого свидетеля или исследовать любые материалы, имеющие значение для решения вопроса о применении ограничений в отношении юридического лица без вызова его представителя.
Ясно, что подобные изменения могут нести риски скрытого давления на бизнес со стороны правоохранительных органов, при этом в законопроекте не предусмотрены никакие меры защиты.
Среди прочего, согласно изменениям в ч. 2 статьи 96-1 УК специальная конфискация будет также применяться на основании определения суда о применении к юридическому лицу мер уголовно-правового характера.
Напомним, ранее Украинский союз промышленников и предпринимателей (УСПП) прокомментировал «Судебно-юридической газете» данный законопроект.