for-um.in.ua

Зеленский подписал закон, согласно которому налоговики обязаны сообщать НАБУ о возможных случаях взяточничества должностным лицам иностранных государств.

Налоговый кодекс был обновлен новыми положениями, которые могут указывать на возможность предоставления налогоплательщиком взятки должностному лицу иностранного государства. Также добавлены указания о том, что при выявлении таких обстоятельств контролирующий орган должен опираться на соответствующий перечень НАБУ.
Зеленский подписал закон, согласно которому налоговики обязаны сообщать НАБУ о возможных случаях взяточничества должностным лицам иностранных государств.

Президент Украины Владимир Зеленский подписал закон о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины, учитывающий положения Рекомендаций Совета Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относительно налоговых мер по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных деловых операциях - законопроект 10319.

Как ранее сообщала «Судово-юридична газета», данный документ будет способствовать внедрению международных налоговых стандартов в сфере борьбы с подкупом иностранных должностных лиц, а также станет еще одним шагом к членству Украины в ОЭСР.

Рекомендации Совета ОЭСР призывают к:

  • установлению четкого и эффективного запрета на вычет из налогооблагаемой базы неправомерной выгоды, связанной с подкупом иностранных должностных лиц, независимого от каких-либо расследований правоохранительными органами или возбуждения судебного производства;
  • предоставлению надлежащих указаний налогоплательщикам и налоговым органам относительно типов расходов, которые считаются подкупом;
  • упрощению процедуры уведомления налоговыми органами национальных правоохранительных органов о подозрениях в подкупе.

Таким образом, целью принятого Закона является внедрение механизма выявления потенциальной неправомерной выгоды до принятия решения суда. По сути, проект Закона направлен на создание условий для предотвращения действий по предоставлению налогоплательщиком неправомерной выгоды как иностранным, так и национальным должностным лицам, когда, учитывая наличие будущих налоговых последствий, налогоплательщик не будет совершать указанные действия. Это полностью соответствует принципам соблюдения налогового законодательства (Tax Compliance), который пропагандируется ОЭСР.

Ключевыми положениями законопроекта являются:

  • введение запрета на вычет расходов для целей налогообложения в операциях, связанных с предоставлением неправомерной выгоды должностным лицам;
  • дополнение функций контролирующего органа по предоставлению НАБУ и налогоплательщику уведомления о выявленных в ходе проверки обстоятельствах (фактах), которые могут свидетельствовать о предоставлении неправомерной выгоды. При этом как ДПС, так и налогоплательщик будут руководствоваться перечнем таких обстоятельств (фактов), который будет сформирован и утвержден НАБУ по согласованию с Минфином;
  • предоставление налогоплательщику возможности самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства, если действительно имели место факты предоставления неправомерной выгоды;
  • проведение документальной внеплановой проверки налогоплательщика, в отношении которого вынесен судебный приговор о предоставлении неправомерной выгоды должностному лицу;
  • увеличение финансового результата налогоплательщика на сумму расходов, по которым согласно законодательству установлено, что они были осуществлены с целью предоставления им неправомерной выгоды.

В Минфине отметили, что при подготовке законопроекта ко второму чтению были учтены замечания и предложения экспертов ОЭСР, которые будут проводить оценку готовности Украины к присоединению к Конвенции ОЭСР о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих операциях.

Закон вступает в силу через три месяца с момента его опубликования.

Ранее Украина обсудила с ОЭСР и МВФ меры реформирования налоговой политики, определенные Национальной стратегией доходов.